На главную страницу На главную страницу
На главную страницу

650023, Россия, г.Кемерово,
пр-т Октябрьский, 59, офис 400
Телефон/факс: (3842)452-180,
(3842)452-181, (3842)452-182
auditenergo-kuzbass@mail.ru

Написать письмо
Карта сайта
Найти

Обзор прессы: Бензин завернули пошлиной


Новость от 04.05.2011

Большого дефицита автотоплива в регионах нет, но цены не сдаются


     Анна Бондаренко, Александр Григоренко, Лариса Ионова, Татьяна Кузнецова, Ирина Поволоцкая, Владимир Таюрский, Элина Труханова, Александр Федосов, Тарас Фомченков Российская газета

 

В Алтайском крае, с которого началась "бензиновая лихорадка" в стране, сегодня нет ни очередей, ни ажиотажа на автозаправочных станциях. Автовладельцы "поят" своих "железных коней" без всякого лимита.

Минэнерго обещает, что ежемесячно 200 тысяч тонн экспортного бензина будут перенаправляться на внутренний рынок, благодаря введению пошлин.

Уже стабилизировалась или близка к этому ситуация и во многих некогда проблемных регионах. Но не во всех. В Подмосковье, например, цена за литр поднялась на полтора рубля, а в столице на два рубля. В Ярославле цены на бензин продолжают расти. И на АЗС все еще ощущается нехватка топлива, из-за чего на некоторых из них в одни руки продают не больше 15 литров. Как сообщила пресс-секретарь УФАС по Ярославской области Светлана Посельская, сейчас сотрудники управления выясняют, сколько топлива за этот период было выработано на местном нефтеперерабатывающем заводе, сколько пошло на экспорт, а сколько - на внутренний рынок. Правда, с 1 мая оно явно должно завернуть свой поток на российские АЗС. Для бензина с этой даты начала действовать новая и отдельная экспортная пошлина. Срок, на который введена эта норма, в постановлении правительства не указан.

На такую экономическую меру пришлось пойти из-за того, что в более чем десяти регионов России возник дефицит с поставками этого вида горючего. Из-за роста стоимости бензина на внешнем рынке отечественным производителям стало выгоднее продавать его за рубеж, чем поставлять на российские АЗС. В результате те объемы, которые раньше уходили на экспорт, будут перенаправлены на внутренний рынок ,предполагают эксперты минэнерго. Для этого и повышали бензиновую пошлину на 44 процента, до 408,3 доллара за тонну, что составляет 90 процентов от ставки пошлины на нефть.

Ранее предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты с 1 мая вырастет до 304 долларов за тонну с 283,9 доллара. До 1 мая пошлина на бензин составляла 67 процентов от ставки пошлины на нефть. Но с появлением дефицита бензина начали расти и цены на него. На прошлой неделе на спотовом рынке России на фоне ограниченного предложения и сезонного повышения спроса, как сообщается в материалах информационно-аналитического центра "Кортес", стоимость топлива начала подниматься вверх. Цены на 29 апреля выросли в среднем от 431 рубля за тонну Аи-80 до 2 тысяч рублей - на Аи-92. Некоторые производители приступили к реализации уже майских объемов нефтепродуктов на биржевых торгах еще в конце апреля. Пошлины, поднятые правительством, пойдут вниз после того, как рынок бензина в регионах России успокоится. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, "можно прогнозировать, что пошлины понизят через два-три месяца", передает РИА Новости.

Повышение экспортных пошлин на бензин владелец одной из самых крупных брянских сетей АЗС Игорь Крутик считает мерой правильной, но с оговорками: "Понятно, что сейчас внутренний рынок "зальют" бензином, но целиком перекрывать экспорт не стоит. При переизбытке нефтепродуктов цены начнут падать". Введение пошлины должно серьезно ограничить экспорт бензина за рубеж и насытить им внутренний рынок.

Именно рост экспорта на 67 процентов стал одной из причин возникновения дефицита бензина в ряде российских регионов. Так считает замминистра энергетики Сергей Кудряшов. И пришлось ввести пошлину на бензин.

Одновременно минэнерго и минфин по поручению премьер-министра Владимира Путина должны подсластить пилюлю нефтяным компаниям. Им поручено рассмотреть вопрос о компенсирующем снижении акцизов или налога на добычу полезных ископаемых. Напомним, что сегодня НДПИ составляет 419 рублей с тонны добытого обезвоженного, обессоленного и стабилизированного продукта, умноженные на ряд коэффициентов.

Ситуация с дефицитом и ростом цен стала главной темой предпраздничной недели. К ней подключились Генпрокуратура и Федеральная налоговая служба. Только в городе Бийске Алтайского края ФАС возбудила больше 10 дел по признакам согласованных действий. При этом представители нефтяной отрасли отмечают, что цена на бензин в мае, несмотря ни на какие принятые меры, все равно вырастет на 5-7 процентов.

Причина - существующий сейчас уровень цен все равно не отражает реальных затрат производителей автомобильного топлива.

Тем не менее в Алтайском крае на АЗС основных поставщиков - региональных представительств "Роснефти" и "Газпромнефти" - стоимость ходового Аи-92 после бензинового кризиса упала на 0,7 рубля, а цена на Аи-95 выросла всего на 10 копеек. Но на некоторых АЗС цены поднялись значительно.

Несмотря на то, что ситуация с топливом на Алтае стабилизировалась, антимонопольщики продолжают расследовать причины бензинового кризиса.

В других регионах снижения цен зафиксировано не было. В Ярославле они продолжают расти. Заметили подорожание топлива и в Калмыкии. В праздничные дни на АЗС республики цена на бензин выросла еще на 10 копеек. В течение предпраздничной недели бензин в Красноярском крае подорожал дважды. Сначала цена самой ходовой марки Аи-92 на большинстве автозаправочных станций краевого центра выросла на рубль, а потом подорожали и другие марки. Тенденция осталась неизменной и в первые майские дни. На сегодня топливный рынок Брянской области в значительной мере восстановился, на большинстве АЗС есть все марки бензина. Однако цена "девяносто второго" колеблется от 23 рублей 70 копеек до 26 рублей, то есть за последние три недели она выросла в среднем на 2-4 рубля и даже больше.

Так что пока принятые меры по сдерживанию цены на бензин не дали полномасштабных результатов. В некоторых регионах его стоимость продолжает расти. Почему? Эту загадку "РГ" попытался раскрыть генеральный директор компании "Финэкспертиза" Агван Микаэлян.

Майское увеличение пошлин сделает наш бензин абсолютно неконкурентоспособным на внешнем рынке, и он будет реализован на внутреннем. "Но, - отмечает эксперт, - у нас переизбыток перерабатывающих мощностей, что в итоге тоже создаст проблему с ценообразованием". Об этом предупреждал и брянский хозяин сети АЗС. Микаэлян видит два сценария дальнейшего развития событий. Первый - при котором необходимо будет ограничить производство. Со временем сложится нормальный баланс между производством и потреблением. Второй, по мнению эксперта, невозможный для нашей страны вариант, когда выручка от реализации идет на модернизацию производства отечественных НПЗ. В результате этого будет снижение стоимости продукта и цивилизованная конкурентная борьба, формирующая адекватную цену.

По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, проблему с дефицитом и ростом можно решить комплексом мер. Во-первых, считает он, "необходимо отвязать НДПИ от цен внешнего рынка и привязать к затратам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Во-вторых, надо очень аккуратно относиться к налогообложению этого сегмента рынка, так как сейчас доля налогов к конечной цене бензина составляет 63 процента. В-третьих, надо ввести, только на месяц, серьезные заградительные пошлины, чтобы насытить внутренний рынок. В-четвертых - стимулировать развитие нефтепереработки, чтобы снизить себестоимость бензина".


Все новости


Документы для скачивания

В настоящее время свободных вакансий нет
  Главная       О компании       Услуги       Контакты       Обратная связь       Новости       Ссылки  
Разработка и поддержка Интернет квартал